Кафедра физического воспитания и спорта
Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа кафедры велась по основному научному направлению «Совершенствование форм и методов физического воспитания и спортивного мастерства студенческой молодежи» (рук. проф. Н.К.Ковалев, к.п.н., доц. В.А.Уваров).
Научное направление состоит из трех обобщенных тем:
1. Физическое состояние, двигательная активность и спортивное мастерство студентов в процессе обучения в вузе (рук. доц. В.А.Уваров).
2. Укрепление здоровья, повышение функционального состояния студентов средствами физической культуры и спорта (рук. доц. А.Т.Рубцов).
3. Двигательная активность и психофизиология здоровья студентов (рук. ст.н.с. И.В.Ефимова).
По первой обобщенной теме «Совершенствование форм и методов физического воспитания и спортивного мастерства студенческой молодежи» разрабатывался проект «Физический статус студента России – состояние и перспективы развития» (рук. доц. В.А.Уваров).
Проект предусматривает участие в его реализации членов Координационного научно-методического центра кафедр физического воспитания Евразийской Ассоциации университетов.
Здоровье студенческой молодежи, уровень ее физической подготовленности и физического развития всегда привлекали внимание специалистов. Именно поэтому в сентябре 2000 г. на VI научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» было принято решение о том, что Координационный научно-методический центр кафедр физического воспитания Евразийской ассоциации университетов приступает к разработке долговременного проекта «Физический статус студента России – состояние и перспективы развития». Руководителем проекта назначен заведующий научно-исследовательской лабораторией проблем физического воспитания студенческой молодежи кафедры физвоспитания доц. В.А.Уваров.
Проект предусматривает:
– накопление статистического материала о состоянии здоровья, физической подготовленности и физического развития студенческой молодежи;
– анализ физического состояния студентов на современном этапе;
– мониторинг физического состояния студентов в период 2002–2010 гг.;
– анализ динамики физического состояния студента в период обучения в вузе;
– разработку общих и региональных нормативных требований по физической подготовленности студентов.
Результаты проекта:
– участие в реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;
– информация Правительству Российской Федерации и государственным организациям о физическом состоянии студентов, а также разработка предложений по укреплению физического статуса и состояния здоровья студенческой молодежи.
Программа исследований:
Физическая подготовленность
Тесты |
Юноши |
Девушки |
1. Бег 30м |
+ |
+ |
2. Бег 100 м |
+ |
+ |
3. Бег 1000 м |
+ |
+ |
4. Бег 2000 м |
- |
+ |
5. Бег 3000м |
+ |
- |
6. Прыжки в длину с места |
+ |
+ |
7. Подтягивания на высокой перекладине |
+ |
- |
8. Подтягивания на низкой перекладине |
- |
+ |
9. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 60 с |
- |
+ |
10. Наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя |
+ |
+ |
Физическое развитие
Признаки физического развития |
Юноши |
Девушки |
1. Рост |
+ |
+ |
2. Вес |
+ |
+ |
3. Окружность грудной клетки в покое (ОГК) |
+ |
+ |
В работе по второй обобщенной теме участвовали: доц., к.м.н. А.Т.Рубцов (рук.), проф. Н.К.Ковалев, доц., к.п.н. В.А.Уваров, доц., к.п.н. А.А.Ваньков, доц., к.б.н. Ю.Б.Зуевский, ст. преп. Т.А.Кузьменко, ст. преп. Н.А.Федорова, ст. преп. З.Н.Мирошниченко, преп. Е.Ю.Зайдис. Выполнялись 2 частные темы.
По первой теме «Влияние методических особенностей проведения занятий со студентами специальных медицинских групп» (СМГ) изучались показатели:
– двигательной активности студентов I курса СМГ в их школьные годы;
– уровень морфо-функциональных показателей студенток I курса СМГ;
– изменения уровня физической подготовленности у студентов СМГ за летний каникулярный период;
– динамика физической подготовленности у студентов СМГ в течение года.
Двигательная активность студентов СМГ до поступления в вуз изучалась по данным анкет. Оказалось, что 13,8% студентов в школьные годы были освобождены от занятий физической культурой по состоянию здоровья, 4,6% – занимались лечебной физической культурой и 3% занимались в СМГ. Остальные 78,6% занимались по общепринятой школьной программе.
По данным анкет, 61% студентов СМГ в школьные годы еще занимались другими видами спорта: легкой атлетикой – 5%, баскетболом – 11,7%, волейболом – 9,2%, плаванием – 15,6%, лыжной подготовкой – 5,8%, борьбой (все виды) – 11,7%, футболом – 2,9%, теннисом – 3,9% и другими видами – 17%. Из них 8,4% имели спортивные разряды.
Проведенное исследование показало, что студенты СМГ в свои школьные годы активно занимались физической культурой, что позволило им поддерживать свое физическое состояние. Вместе с тем, значительные нагрузки при подготовке к выпускным экзаменам в школе и при поступлении в МГУ, возможно, могли отрицательно сказаться на их состоянии здоровья.
Изучение морфо-функциональных показателей проводилось у студенток СМГ I курса в количестве 37 человек. В связи с поставленной задачей измерялись масса и длина тела, кистевая динамометрия, окружность грудной клетки, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, ЧСС, АД, проба Штанге, проба Генчи, физическая работоспособность по тесту Руфье – Диксона.
Полученные результаты сравнивались с должными величинами студенток основной медицинской группы (ОМГ). Анализ показал, что морфо-функциональные показатели у студенток СМГ были ниже по сравнению со студентками ОМГ. Так, например, ЖЕЛ была у них ниже на 7,5%, физическая работоспособность по тесту Руфье – Диксона ниже на » 44,5%, проба Штанге – на 11%, ЧСС выше на 2,3%, АД ниже на 2,8% и т.д.
Полученные данные дают основание для поиска наиболее целесообразных средств и методов физического воспитания с целью улучшения морфо-функциональных показателей студентов.
Изучение изменения состояния физической подготовленности за летний период было проведено у студентов III курса (54 чел. СМГ). Сравнивались показатели, полученные в конце третьего учебного года (май), с полученными данными в начале IV курса (сентябрь). Результаты исследования показали, что скоростные качества у студентов в беге на 30 м снизились в среднем на 6% (4,83 и 5,12 с); скоростно-силовые качества (прыжки в длину с места) на 9,6% (214,4 и 209,0 см); выносливость в беге на 1000 м – на 7% (265,8 и 284 с); силовые показатели – на 21% (26,1 и 21,2 раз); гибкость уменьшилась на 34,4% (3,2 и 2,1 см). Таким образом, было установлено, что отсутствие в летний период регулярной физической нагрузки приводит к снижению физической подготовленности студентов, а следовательно, отрицательно сказывается и на общем физическом состоянии организма.
Изучение динамики физической подготовленности проводилось на студентах СМГ в зависимости от методики занятий. В результате эксперимента было выявлено, что включение в методику занятий специальных упражнений для мышц шеи и воротниковой зоны в основной части урока 3–4 раза, а также упражнений на выносливость привели к повышению физической подготовленности в большей мере по сравнению со студентами ОМГ. Уровень физической подготовленности в течение года у студентов возрос: в беге на 30 м с 4,8 ± 0,3 до 4,7 ± 0,2 с, в беге на 60 м с 9,1 ± 0,7 до 8,7 ± 0,6 с; в прыжках в длину с места от 200,4 ± 5,0 до 209,7 ± 5,2; гибкость с 6,2 ± 0,7 до 8,9 ± 6,3 см; число наклонов туловища вниз из положения лежа на спине, руки за голову увеличилось с 17,4 ± 2,7 до 20,6 ± 3,7 раз.
Окончательное подведение итогов эксперимента будет сделано после второго года обучения. Полученные результаты исследования по данной теме были использованы преподавателями для обоснования подбора средств физической культуры, выбора методов занятий физической культурой со студентами СМГ.
По второй частной теме «Социально-гигиеническая характеристика образа жизни студентов» были продолжены исследования и полученные данные позволили подтвердить, что негативные факторы влияют на учебную деятельность и оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья студентов.
На основании полученных данных кафедрой физического воспитания и спорта в 2002 г. уделено больше внимания теоретическому разделу программы по физическому воспитанию со студентами. В этом направлении в 2002 г. впервые было уделено внимание повышению теоретического уровня по физическому воспитанию студентов, освобожденных от обязательных практических занятий по физическому воспитанию. Было охвачено 144 студента, которые по предложенным темам подготовили 155 рефератов. По темам рефератов с ними проводились собеседования.
В работе по третьей обобщенной теме участвовали: ст.н.с., к.б.н. И.В.Ефимова (рук.), н.с., к.психол.н. Е.В.Будыка, старшие преподаватели Т.К.Ворончихина, Т.А.Турова, А.В.Луканин, О.Н.Цигулев, преподаватели Г.Л.Панова, Л.В.Людскова.
По обобщенной теме разрабатывались 2 частные темы.
По первой теме «Адаптационные возможности студентов основного учебного отделения с разной специализацией» проводилось изучение динамики показателей физической подготовленности (тестирование и сопоставление с оценочными градациями комплекса «Спортивный знак МГУ»), функционального состояния сердечно-сосудистой системы (определение ЧСС, АД на обеих руках) и особенностей эмоциональной сферы (по показателям статического тремора, уровня тревожности и особенностей эмоциональности по опросникам) студентов, занимающихся по элективному курсу спортивной гимнастики. Исследовали студенток I–II курсов в течение учебного года (103 чел.) с учетом фазы овариально-менструального цикла и студентов I–II курсов в течение учебного года и во время экзаменационной сессии (30 чел.).
В обследованной группе студенток корреляционный анализ не обнаружил значимых связей между использованными в данной работе физиологическими показателями здоровья и особенностями эмоциональной сферы. В то же время было выявлено, что эмоциональные характеристики между собой коррелируют: чем выше уровень личностной тревожности, тем меньше выраженность эмоции «радости» (коэффициент корреляции r=–0,59 при p=0,05) и больше выраженность эмоций «страха» (r=+0,44 при p=0,05) и «гнева» (r=+0,25 при p=0,05). С повышением реактивной тревожности уменьшалась выраженность эмоции «радости» (r=–0,46 при p=0,05).
Была показана взаимосвязь положительной эмоции («радости») с лучшими показателями силы (r=+0,25 при p=0,05) и выносливости (r=–0,29 при p=0,05), а отрицательной эмоции («страха») с низкими показателями результатов выполнения тестов: подтягивание в висе на низкой перекладине (r=–0,41 при p=0,05) и прыжок в длину с места (r=–0,27 при p=0,05).
При анализе экспериментального материала, полученного при обследовании студентов, и учитывая важность эмоциональной составляющей реакции на стресс, распределение испытуемых на группы проводили по характеру изменений выраженности базальных эмоций в ситуации стресса по сравнению с состоянием относительного покоя. Более явные взаимосвязи анализируемых показателей были обнаружены при учете изменений выраженности эмоций «страха» и «гнева», поэтому студенты были разделены на две группы: I – с возрастанием эмоций страха и гнева в стрессовой ситуации; II – со снижением выраженности указанных эмоций в ответ на стресс.
В I группе (с увеличением выраженности эмоций «страха» и «гнева» в ответ на стрессовую ситуацию) уже в состоянии относительного покоя отмечались более высокие значения АД (138/69 мм рт.ст.), ЧСС (81,7 уд./мин). Кроме того, у них была выше личностная (38,7 балла) и реактивная (36,7 балла) тревожность. В ситуации экзаменационного стресса у данных студентов значимо увеличивался только уровень реактивной тревожности (до 46 баллов).
Во II группе (со снижением «страха» и «гнева») студентов подготовительного отделения в состоянии относительного покоя АД, ЧСС, уровень личностной (36,7 балла) и реактивной (31,7 балла) тревожности были ниже. В ответ на экзаменационный стресс значимо возрастали ЧСС и уровень реактивной тревожности (до 39 баллов).
В целом, результаты исследования указывали на необходимость включения в комплексную программу оценки здоровья студентов характеристик эмоциональной сферы.
По второй теме «Психофизиологический анализ особенностей спортивной деятельности студентов вуза» сопоставляли психологические и физиологические проявления адаптационных возможностей студентов в ситуациях соревновательного и экзаменационного стрессов.
В исследовании участвовали 35 студентов-мужчин отделения спортивного совершенствования, специализирующихся по волейболу, и 30 студентов-мужчин, занимающихся в подготовительном отделении по элективному курсу спортивной гимнастики (см. выше). Испытуемых подготовительного отделения обследовали перед сдачей экзаменов, а студентов-спортсменов перед соревнованиями.
К психологическим проявлениям адаптационных возможностей относили характеристики эмоциональной сферы (уровень тревожности по тесту Спилбергера, выраженность трех базальных эмоций – «радости», «страха» и «гнева» по опроснику Ольшанниковой и особенности эмоционального состояния по модифицированному тесту Люшера), а также точность воспроизведения временного интервала (10 секунд). Описанные психологические проявления сопоставляли с физиологическими – показателями АД и ЧСС. Обработка данных, обнаруженных у студентов-спортсменов в предстартовом состоянии, проводилась по той же схеме, что и при экзаменационном стрессе.
У студентов спортивного отделения в состоянии относительного покоя средние значения АД и пульса у I и II групп не различались. Отмечалась разница уровней личностной тревожности: в I группе она составляла 42,6 балла, а во II – 37,1. При спортивном стрессе (в предстартовом состоянии) и в той, и в другой группах значимо повышалось АД.
Материалы проведенного исследования в целом свидетельствуют о том, что соревновательный стресс в большей степени негативно сказался на показателях адаптационных возможностей студентов, чем экзаменационный. Это необходимо принимать во внимание при оптимизации соотношения учебной и спортивной деятельности для обеспечения здоровья студентов. Кроме того, важен учет особенностей реагирования на стресс характеристик эмоциональной сферы конкретного индивидуума.
|