Начало Почта Карта сайта



Физический факультет

Научная и учебная работа

Факультет ведет учебный процесс в соответствии с имеющимися лицензиями на подготовку студентов по программам дипломированного специалиста, магистра и бакалавра. Магистрантов у нас очень мало – в настоящее время обучается 19 человек. Основная часть студентов обучается по традиционной программе «Специалист».

В последние годы, к сожалению, наметилась тенденция увеличения числа студентов, уходящих по разным причинам с факультета на старших курсах.

Ежегодно количество оканчивающих факультет меньше количества зачисленных. Однако с течением времени число выпускаемых студентов увеличивалось, и в 2002 г. оно достигло 387 человек, что составляет 88% от числа обучавшихся на факультете с 1996 по 2002 г. Наши студенты заканчивают обучение в январе месяце и дипломы об окончании физического факультета вручаются выпускникам, как правило, в Татьянин день, 25 января.

Отделение дополнительного образования.

Одним из важных для факультета событий на рубеже столетий стало создание отделения дополнительного образования. 27 марта 2000 г. Ученый совет МГУ утвердил решение Ученого совета факультета о создании такого отделения. Основные направления деятельности отделения следующие: дополнительное довузовское образование по математике, физике, информатике, астрономии, экологии, иностранному языку; дополнительное вузовское образование, где помимо базовой подготовки студенты имеют возможность получить целый ряд дополнительных квалификаций; дополнительное послевузовское образование, связанное с системой переподготовки кадров, повышением квалификации и стажировкой.

В структуре отделения есть лекторий по физике для старшеклассников и абитуриентов. Лекции читают преподаватели кафедры общей физики. Все лекции сопровождаются демонстрацией большого количества уникальных физических экспериментов. В настоящее время это единственная возможность для школьников Москвы и Подмосковья познакомиться с физическими демонстрациями по всем разделам школьной физики.

За два года сотрудниками отделения разработано более 50 программ, связанных с подготовкой специалистов по компьютерным технологиям.

Для усиления подготовки студентов и аспирантов по английскому языку решением Ученого совета факультета в апреле 2001 г. на отделении дополнительного образования были созданы курсы английского языка (Школа VITA NOVA – МГУ). За год более 50 студентов факультета существенно улучшили свои знания английского языка. Выпускники школы с успехом продолжают обучение по программе дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», которая была введена приказом ректора университета. Отделение поддерживает тесные контакты с факультетом иностранных языков.

Учебно-методическое объединение.

Физический факультет возглавляет отделение по физике в Учебно-методическом объединении классических университетов. Отделение принимает самое непосредственное участие в разработке учебно-методического обеспечения классического университетского образования, в разработке государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов, программ.

В 2000 г. были разработаны новые стандарты по 9 физическим и одной астрономической специальностям и двум направлениям: «физика» и «радиофизика и электроника».

В качестве первого опыта диверсификации специальностей на физическом факультете подготовлена двухступенчатая образовательная программа «Физика и менеджмент научных исследований и высоких технологий». После 4-летнего образования по этой программе студенты получат степень «бакалавр физики», а затем после двухлетней магистратуры степень «магистр физики и менеджмента».

Занятия по программе начались 7 февраля 2002 г. со студентами III курса. Из 58 желающих обучаться по данной программе было отобрано 20 студентов. Претендентов тестировали по английскому языку, затем с ними проводили собеседования специалисты по менеджменту из ряда ведущих фирм и Высшей школы бизнеса МГУ.

Мне хотелось бы остановиться на вопросе, нужны ли физике и физикам менеджеры, т.е. управленцы.

Ученые сейчас сталкиваются с проблемами финансирования самих исследований, финансирования технологических разработок и т.д. Мне кажется, что одной из причин недостаточной востребованности фундаментальных разработок, отсутствия серьезных инновационных проектов как раз является нехватка специалистов-менеджеров в среде ученых. Возможно, что нам не следует ждать, когда к нам придут чистые менеджеры и начнут нами управлять, а лучше подготовить своих, хорошо знающих физику, математику и ориентирующихся в высоких технологиях.

Я думаю, что это веяние времени – готовить менеджеров на базе фундаментального физико-математического образования. В утвержденной Минобразования программе модернизации российского образования до 2010 г. говорится, что нужно искать многоканальное финансирование образования и науки. Кто как не физики-менеджеры будет организовывать эти каналы для физического образования и науки? Вы знаете, что уже есть много примеров, когда физики управляют современным производством на самом высоком уровне.

Таким образом, введение в физическое образование программы менеджмента сделано нами не из-за конъюнктурных соображений, а для того, чтобы заполнить незанятую нишу менеджмента в сфере физики и ее приложений.

Финансирование программы «Физика и менеджмент» для первого потока студентов проводится благотворительным обществом «Паритет», которым руководят выпускники физического факультета.

С 1 сентября 2002 г. мы планируем начать на физическом факультете подготовку студентов по новой специальности «медицинская физика».

На физическом факультете медицинские исследования ведутся на многих кафедрах по самым различным направлениям:

– ядерная магнитная томография;

– оптика крови в неинвазивной диагностике кардиологических и сердечно-сосудистых заболеваний;

– оптико-акустическая диагностика тканевых патологий;

– медицинская акустика;

– исследования воздействия слабых электромагнитных полей на биологические объекты, влияние лазерного излучения на живые организмы;

– биомедицинские исследования;

– исследования прохождения различных видов излучений через гетерогенные среды и др.

На базе этих исследований студенты выполняют дипломные работы по специализации «медицинская физика».

Отмечу еще одну новую программу, которая была создана в 1996 г. Это научно-образовательная программа по экологической физике. По этой программе развиваются научные исследования и ведется подготовка студентов по соответствующей специализации. Физический факультет провел три Всероссийских конференции по проблемам экологической физики в 1997, 1999 и 2001 гг. Конференция 2001 г. была посвящена 250-летию МГУ.

Развитие образовательного процесса на физическом факультете за это десятилетие отразилось и в создании новых кафедр. Было создано 4 кафедры: в октябре 1992 г. создана кафедра компьютерных методов (зав. – проф. Ю.П.Пытьев), в 1997 г. – кафедра экспериментальной астрономии (зав. – акад. А.А.Боярчук), в 1998 г. – кафедра физики конденсированного состояния (зав. – акад. РАН Ю.А.Осипьян), в 2000 г. – кафедра нейтронографии (зав. – проф. В.Л.Аксенов).

В заключение раздела об образовательной деятельности физического факультета необходимо отметить, что преподаватели физфака ведут преподавание физики не только на своем факультете, но и на 8 других факультетах МГУ. Кафедра ОФЕФ (зав. – Б.А.Струков) ведет преподавание на биологическом, географическом, геологическом факультетах, факультете почвоведения и на экономическом факультете. Общая педагогическая нагрузка составляет 18 000 часов, ее выполняют 7 профессоров, 14 доцентов и 6 старших преподавателей и ассистентов.

Кафедра ОФиВП (зав. – В.А.Макаров) ведет преподавание различных разделов физики на мехмате и ВМК. Кафедра общей физики и молекулярной электроники (зав. – П.К.Кашкаров) – на химическом факультете.

Преподавание физики нашими преподавателями ведется также в Черноморском (г. Севастополь) и Казахстанском (г. Астана) филиалах МГУ.

Научная работа.

Поддержание научных исследований на мировом уровне и их дальнейшее развитие являются, несомненно, важнейшей государственной задачей. Но в МГУ, и на физическом факультете в частности, научные школы мирового класса являются еще и школами обучения студентов и аспирантов научно-исследовательской деятельности. Поэтому резкое снижение финансирования научных исследований в начале 90-х годов могло поставить под удар и качество нашей научно-образовательной деятельности. Коллектив факультета стал искать новые возможности дополнительного финансирования научных исследований в изменившихся социально-экономических условиях.

Как известно, произошла радикальная смена механизмов финансирования и приоритетов научных исследований, а также интегрирование российской науки в мировой научный процесс.

Источниками дополнительной поддержки исследований являются различные фонды, как российские, так и зарубежные, и программы ряда министерств РФ. В 2002 г. дополнительное финансирование науки на факультете по этим источникам в 7 раз превысило госбюджетное. Мировые тенденции в развитии физической науки характеризуются переносом центра тяжести исследований на социально значимые направления. Это, прежде всего, медицина, экология и информатика.

Как уже отмечалось, исследования по указанным направлениям ведутся на физическом факультете более 10 лет.

Ряд кафедр физического факультета принимает участие в выполнении государственных НТП Минпромнауки РФ, нацеленных на создание элементной базы информационных систем нового поколения. Это и твердотельные наноструктуры, и системы запоминания и передачи информации (трехмерная память), и создание новых фотонных сред.

На физическом факультете исследования всегда велись при тесной межкафедральной, а зачастую и межфакультетской кооперации. На новые принципы организации исследований нацелена и программа ректора МГУ по поддержке междисциплинарных научных проектов. В рамках этой программы физический факультет является головным по проекту, посвященному актуальной проблеме использования оптических методов для ранней диагностики сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В его выполнении участвуют 4 кафедры факультета, а также биологический факультет и факультет фундаментальной медицины. Кроме того, наш факультет является соисполнителем 18 междисциплинарных научных проектов Московского университета.

Концентрация усилий ученых различных кафедр на решении приоритетных задач, безусловно, предполагает объединение материальных ресурсов. Значительно разумнее концентрировать уникальные экспериментальные установки в центрах коллективного пользования (ЦКП). В настоящее время на физическом факультете уже созданы и функционируют 3 таких центра: Центр по радиоспектроскопии (дир. – проф. П.К.Кашкаров), Центр «Атомно-силовая микроскопия» (дир. – акад. РАН А.Р.Хохлов), Центр по нелинейной акустике и неразрушающему контролю (дир. –проф. А.И.Коробов). Оборудование центров приобретено главным образом при целевой поддержке Минпромнауки. В процессе организации находится еще ряд ЦКП.

Подводя итог, необходимо отметить, что исследовательская деятельность на физическом факультете находится в русле мировых тенденций. Несмотря на все трудности прошедшего десятилетия, ученые факультета не снижают результативности своих исследований. Каждый год публикуется около 1000 статей в ведущих российских и международных журналах и делается столько же докладов на различных конференциях. Эта деятельность находит признание на самом высоком уровне: за 10 лет сотрудники физического факультета ежегодно получали Государственные, Ломоносовские премии за научную работу, а также многие другие премии.