НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ им. Д.В.СКОБЕЛЬЦЫНА
Учебная работа
НИИЯФ является базой Отделения ядерной физики (ОЯФ) физического факультета. ОЯФ объединяет 9 кафедр: атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники (зав. проф. А.Т.Рахимов, зав. отделом НИИЯФ); космических лучей и физики космоса (зав. акад. РАН Г.Т.Зацепин); общей ядерной физики (зав. проф. Б.С.Ишханов, зав. отделом НИИЯФ); физики элементарных частиц (зав. проф. А.А.Тяпкин); физики атомного ядра и квантовой теории столкновений (зав. проф. В.В.Балашов, зав. лаб. НИИЯФ); квантовой теории и физики высоких энергий (зав. акад. РАН А.А.Логунов); оптики и спектроскопии (зав. проф. В.В.Михайлин, зав. отделом НИИЯФ); физики ускорителей высоких энергий (зав. проф. Ю.А.Адо); нейтронографии (зав. директор Лаборатории нейтронной физики им. И.М.Франка проф. В.Л.Аксенов).
В штате 9 кафедр ОЯФ физического факультета 24 доктора наук и 37 кандидатов наук (без совместителей и почасовиков). В течение 2002 г. сотрудниками НИИЯФ на ОЯФ прочитано 20 спецкурсов.
В НИИЯФ обучается 311 студентов и 88 аспирантов д/о; 47 из 89 выпускников ОЯФ выполнили свои дипломные работы в 2002 г. в НИИЯФ (53%); 51 аспирант ОЯФ из 88 (58%) выполняют диссертационные работы в НИИЯФ. В лабораториях НИИЯФ работали 49 из 75 студентов IV курса (65%) и 57 студентов V курса из 92 (62%). 414 студентов III курса физического факультета в рамках учебного плана в 2002 г. обучались в атомном практикуме НИИЯФ. 726 студентов (осенний и весенний семестры) физического факультета выполнили в НИИЯФ общий и 84 – специальный практикумы по ядерной физике, а 62 студента ОЯФ – практикум по электронным приборам в ядерной физике. Всего в практикумах ОЯФ в 2002 г. работало 1286 студентов физического факультета.
В 2002 г. институт провел конкурс учебных проектов и выделил из внебюджетных средств сумму, эквивалентную $30 000, на закупку оборудования для поддержания и модернизации практикумов.
Созданы: опытный образец учебного лабораторного комплекса (УЛК) «Эффект Комптона», школьные варианты УЛК «Опыт Франка и Герца» и «Опыт Резерфорда», 13 установок УЛК по пяти темам задач физического практикума, универсальный научно-исследовательский комплекс, который позволит модернизировать большинство задач ЛСП, в том числе лабораторные работы «Пропорциональный счетчик», «Черенковский детектор» и кафедральную задачу «Флуктуации ионизационных потерь».
Модифицированы три рабочих места лабораторной работы «Эффект Мессбауэра»: протестированы и введены в эксплуатацию новые гамма-источники, разработаны и изготовлены новые блоки детектирования на основе пропорциональных газоразрядных счетчиков (счетчик, низковольтное и высоковольтное питание, усилитель), что позволило значительно улучшить качество получаемых результатов и ускорить получение экспериментальных данных.
Разработаны и установлены спектрометрические тракты для 6 установок «Альфа-спектрометр» и для одной учебной установки «Гамма-спектрометр».
Созданы программы поддержки аппаратуры, реализующей функции виртуального осциллографа. Созданы программы и оборудование для работы со светочувствительными линейными приборами с зарядовой связью (ПСЗ-линейками). В этом приборе первичная обработка сигнала и управление режимами ПСЗ-линейки возложена на цифровой и аналоговый процессоры, что позволяет с большим числом градаций программно регулировать ряд параметров аппаратуры. Унифицированная программная оболочка позволяет не только хранить полную конфигурацию и результаты эксперимента во внутренней базе данных, но и экспортировать их для дальнейшей обработки в стандартные математические пакеты типа EXCEL или ORIGIN. В Help-систему включены соответствующие разделы, обучающие студента навыкам работы с данными пакетами. В системе широко используется гипертекстовая и гиперграфическая поддержка разделов и иллюстраций.
Закончена методическая разработка по задаче общего атомного практикума «Изотопический сдвиг в спектрах водорода и дейтерия».
Продолжались расширение и модернизация компьютерной сети практикумов. Большая часть помещений практикумов переведена с 10Мбитной на 100Мбитную сеть.
|