Начало Почта Карта сайта



Факультет психологии

Конференции

Вторая Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия, вызвала огромный интерес мирового психологического сообщества. Ее проведение входило в план мероприятий, связанных с 250-летием МГУ им. М.В.Ломоносова. Конференция прошла под девизом «А.Р.Лурия и психология XXI века» в Москве 24–27 сентября на факультете психологии МГУ. Конференция собрала около 500 зарегистрированных участников, реально же приняли участие в той или иной форме на разных заседаниях (доклады, выступления с воспоминаниями, заявки на участие, тезисы и/или личное присутствие) около 700 специалистов и студентов. 352 человека представляли Россию и 126 человек приехали из 31 страны (7 стран СНГ и 24 страны дальнего зарубежья). Много участников приехало в Москву из Западной Сибири. На конференцию было прислано около 550 тезисов, 440 из них вошли в сборник тезисов конференции. Научная программа конференции освещалась на двух пленарных заседаниях и на заседаниях 20 секций. Было прочитано три вечерних лекции: профессором Р.Дж.Стернбергом (США), профессором Е.Тулвингом (Канада), профессором Б.М.Величковским (Германия).

В рамках конференции проводился конкурс докладов молодых ученых (руководитель – профессор Ж.М.Глозман). Началу работы конференции предшествовали научные экскурсии в Научный центр психического здоровья АМН РФ (отдел клинической психологии – доцент Н.К.Корсакова), Федеральный центр патологии речи и нейрореабилитации (профессор В.М.Шкловский), Московский психолого-социальный институт (профессор Л.С.Цветкова) и Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (профессор Касаткин). На факультете психологии проходила выставка книг, документов, фотографий, связанных с А.Р.Лурия. В последний день конференции участники посмотрели фильм, посвященный А.Р.Лурия, подготовленный ОРТ для программы «Цивилизация» на первом канале телевидения.

Несколько предваряя встречу участников в Москве, была проведена Интернет-конференция на сайте Института «Открытое общество» http://auditorium.ru, на которой были представлены для предварительного ознакомления тезисы участников конференции. Материалы конференции были представлены в сборнике тезисов, а по итогам конференции предполагается выпустить сборник докладов. На заседаниях конференции было сделано более 200 устных и стендовых докладов, которые были сгруппированы по 4 основным направлениям: общая психология, психология личности в норме и патологии; общая и клиническая нейропсихология; возрастная нейропсихология; психофизиология и психогенетика.

В пленарных докладах президентов конгресса Е.Д.Хомской (Россия) и М.Коула (США) отмечалось, что А.Р.Лурия постоянно работал на стыке наук: психологии и медицины, психологии и физиологии, психологии и философии, физиологии и лингвистики. Особенно велик вклад Лурия в развитие культурно-исторической психологии. Ряд докладов специального заседания был посвящен перспективам и новым тенденциям развития культурно-исторического подхода, заложенного в исследованиях Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьева. Основная идея этих докладов, а также вечерней лекции Р.Стернберга (США) заключалась в том, что сегодня культурно-историческая психология определяет методологию психологической науки. Она была поддержана в большинстве докладов в секциях «Луриевский подход к психологии личности и общения» (предс. Ж.М.Глозман, Россия и С.Веджетти, Италия), «Психолингвистика и нейролингвистика» (предс. А.А.Леонтьев, Россия и Э.Андреевски, Франция). Роль Луриевского синдромного анализа как возможного и перспективного метода диагностики больных разного возраста в клинике соматических и психических расстройств рассматривалась на секциях «Диагностика и коррекция психических и психосоматических заболеваний у взрослых» (предс. А.Ш.Тхостов и В.М.Краснов, Россия), «Диагностика и коррекция при психических и психосоматических заболеваниях у детей» (предс. В.В.Лебединский и В.В.Николаева, Россия). Развитию Луриевских идей в области общей и клинической нейропсихологии были посвящены 5 тематических секций: «Нейропсихология когнитивных процессов» (предс. А.Ф.Изнак, Россия и Д.Стасс, Канада), «Межполушарная асимметрия и взаимодействие» (предс. Л.И.Московичюте, США и О.А.Кроткова, Россия), «Нейропсихология и нейрофизиология индивидуальных различий» (предс. Е.Д.Хомская и В.А.Москвин, Россия), «Нейропсихологическая реабилитация» (предс. В.М.Шкловский, Россия и Г.Грейтеманн, Германия), «Афазия и восстановительное обучение» (предс. Л.С.Цветкова и К.М.Шипкова, Россия), а также 2 лекции: Б.М.Величковского (Германия) и Е.Тульвинга (Канада).

Особое внимание было уделено проблемам тонкой функциональной организации и деятельности различных отделов лобных долей головного мозга в норме и патологии и их участия в интегративных мозговых системах различных когнитивных процессов. Другой центральной проблемой современной нейропсихологии, как показали и предыдущие и настоящая Луриевская конференции, безусловно, является проблема функциональной межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Новым направлением современной нейропсихологии является изучение индивидуальных различий в норме с точки зрения особенностей структурно-функциональной организации мозга.

Направление «Возрастная нейропсихология» было представлено тремя секциями по развитию психических функций у детей и одной секцией по геронтонейропсихологии: «Нейропсихология детского возраста» (председатели: Ю.В.Микадзе и Н.Н.Малофеев, Россия); «Развитие речи в норме и патологии» (предс. Т.В.Ахутина, Россия и К.Амано, Япония), «Диагностика и коррекция трудностей обучения» (предс. Т.В.Ахутина и В.И.Лубовский, Россия), «Нейропсихология позднего возраста» (предс. Н.К.Корсакова и Н.Н.Яхно, Россия). О популярности этой тематики свидетельствует тот факт, что ей были посвящены свыше трети тезисов, присланных на конференцию. На них разбирались вопросы методологии, предмета и методов исследования, перспективы анализа формирования психических функций, исследования их нарушений и распада на разных этапах возрастного развития (от детского до возраста инволюции). Одной из важнейших задач является диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в обучении, базирующаяся на идеях Л.С.Выготского и А.Р.Лурия. Другой задачей этого направления является анализ нейропсихологических особенностей нормального старения, потенциальные возможности стареющего мозга, функциональные перестройки в работе мозга и в когнитивных стратегиях.

Проблемам психофизиологии и психогенетики были посвящены 4 научных заседания: «Системный и динамический подход к психофизиологии развития» (предс. Д.А.Фарбер и А.Н.Шеповальников, Россия), «Нейрофизиологические механизмы динамической функциональной организации психических процессов» (предс. Э.А.Костандов и Д.А.Фарбер, Россия), «Мозг, психические состояния и процессы» (предс. Е.Н.Соколов и Н.Н.Данилова, Россия), «Луриевский подход в психогенетике» (предс. И.В.Равич-Щербо и Т.М.Марютина, Россия). В докладах была показана специфика организации системы восприятия у взрослых и детей в норме и при нарушениях развития в зависимости от степени зрелости гетерохронно созревающих в онтогенезе областей коры, был продолжен Луриевский нейронный анализ памяти пополнением модально-специфической памяти новыми «гностическими единицами» за счет дифференциации стволовых клеток мозга, рассматривалась продуктивность подхода к генотип-средовым соотношениям в изменчивости психических черт, который был сформулирован А.Р.Лурия еще в 30-е годы ХХ столетия.

С 30 сентября по 2 октября на факультете психологии МГУ состоялась Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения П.Я.Гальперина. На открытии конференции с приветственным словом выступили: декан факультета психологии МГУ, академик РАО, проф. А.И.Донцов; вице-президент РАО, академик Д.И.Фельдштейн; президент Российского психологического общества, академик РАО Е.А.Климов; член президиума АПН Украины, академик Т.С.Яценко. Работа конференции проходила по следующим направлениям: идеи П.Я.Гальперина и основные тенденции мировой психологии ХХI века; система психологии П.Я.Гальперина; научная биография П.Я.Гальперина, этапы развития взглядов; применение технологий, основанных на идеях П.Я.Гальперина, в различных сферах общественной практики.