Начало Почта Карта сайта



Факультет психологии

Доктора и кандидаты наук 2002 г.

О.А.Карабанова «Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции». В диссертации в контексте целей и задач коррекции и профилактики трудностей психического развития ребенка впервые была выделена в качестве прямого объекта психологического исследования и подвергнута теоретико-экспериментальному анализу динамическая структура социальной ситуации развития. Теоретически проанализировано понятие социального контекста психического развития ребенка как общения и сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками в рамках определенных социальных институтов – семейного, образовательного, групп сверстников. Определено его место в отношении социальной ситуации развития как характеристики психологического возраста. Показано, что активно-действенную позицию ребенка в отношении социальной ситуации развития реализует ориентирующий образ в единстве его когнитивных и аффективных компонентов. Включение понятия «ориентирующий образ» в модель социальной ситуации развития ребенка показывает необходимость и плодотворность использования основных положений учения П.Я.Гальперина о психике как ориентировочной деятельности в русле детской (возрастной) психологии. Выделенные эмпирические типы соотношения ориентирующих образов детско-родительских отношений, позволили показать их значение в генезисе трудностей развития и определить стратегию и тактику коррекционной работы в случае дисгармоничности таких типов. В диссертации обобщены результаты собственных исследований автора, результаты исследований, выполненных под руководством автора студентами и аспирантами факультета психологии МГУ, а также результаты исследований, выполненных в рамках международного проекта изучения социо-морального развития современных российских подростков под научным руководством проф. А.И.Подольского и проф. П.Хейманса (Нидерланды, Утрехтский университет). Личный вклад автора состоял в участии в разработке модели исследования, сборе данных, их интерпретации. В основу работы также положен опыт возрастно-психологического консультирования автора по проблемам развития и воспитания детей и подростков (материалы более 90 случаев). Диссертационная работа состоит из введения, семи глав, заключения, библиографии и приложений.

А.Н.Гусев «Дифференциальная психофизика сенсорных задач». Объект исследования: решение субъектом задачи по обнаружению порогового и околопорогового сигналов. Предметом исследования является роль ситуационных факторов, интра- и интериндивидуальных различий в решении субъектом задачи обнаружения сигнала. Цель исследования – показать системную детерминацию процесса обнаружения сигнала как решения сенсорной задачи. Основными методами исследования были методы лабораторного и квазинатурного эксперимента. Психофизический метод «да–нет» использовался для оценки эффективности обнаружения порогового сигнала. Использовались психодиагностические методики (Айзенк, Спилбергер, Мехрабиан, Тайер), методики регистрации ЭКГ, ЭЭГ и слуховых вызванных потенциалов. Широко использовались различные статистические процедуры. Теоретические результаты и их новизна: в контексте системно-деятельностного подхода (А.Г.Асмолов) теоретически обосновано и экспериментально подтверждено представление о процессе обнаружения сигнала как процессе решения сенсорной задачи. Активация и усилие рассмотрены как основные детерминанты сенсорного процесса. Практическая значимость: результаты могут найти применение при решении задач профотбора операторов-наблюдателей в области авиационной и космической психологии, для эргономической оценки сложных автоматизированных систем. Рекомендации использованы в разработке научно-практических тем Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, НПО «Энергия», Института медико-биологических проблем РАН. Результаты использованы в учебном процессе факультета психологии.

Л.В.Нагибина «Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке». Объектом исследования выступают психологические особенности когнитивных (рациональность и иррациональность) и ценностно-мотивационных характеристик личности, музыкальной деятельности и обучения ей. Цель исследования – дополнение и уточнение типологии познавательной сферы личности и изучение влияния познавательных типов личности на музыкальную деятельность и обучение музыке. Предметом исследования является связь типологических особенностей и стиля музыкальной деятельности и обучения музыке. В диссертации использовались оригинальные методы исследования – «Музыкальная пиктограмма», «Психологический портрет», а также метод беседы, самоотчета, исследования продуктов творчества, анализ биографических материалов, методы статистической обработки данных. Теоретические результаты и их новизна заключаются в том, что выявлены дополнительные возможные соотношения рациональных и чувственных компонентов познания, при этом между ними существуют не только отношения доминантности, но и равносильности. Тип с равносильной рациональностью и иррациональностью не представлен ни в одной из существующих типологий. Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная система типов позволяет осуществлять психологическую (диагностическую, коррекционную) работу, а также обучение и воспитание на всех уровнях системы образования с учетом индивидуально-типологических различий.

Ю.А.Самоненко «Функции, содержание и дидактические условия формирования научных методологических знаний у школьников». Работа посвящена разработке теоретической базы для модификации содержания учебного предмета и процесса его усвоения. В основу ее положено изучение возможностей модификации. Наиболее существенны результаты, полученные лично Ю.А.Самоненко, их научная новизна и теоретическое значение. В работе систематизирована номенклатура компонентов методологических знаний, необходимых и достаточных для полноценного усвоения школьниками предметных знаний дисциплин естественнонаучного цикла, составляющих основу методологической культуры учащихся. Разработаны подходы и представлены конкретные примеры построения заданий, направленные на овладение методологическими знаниями в их ориентировочной и инструментальной функции. В частности, обоснована целесообразность группировки и анализа «разнопредметных» по содержанию задач, но сходных в отношении познавательных стратегий, применяемых для их решения. Сформулированы требования системно-деятельностного подхода к построению учебного предмета с усилением методологического компонента (реализованы в целостной модели обучения предметам естественнонаучного цикла на материале школьного курса физики и химии). Практическая значимость исследования: разработаны на основе системно-деятельного подхода дидактические требования, задающие направления модификации учебного предмета в направлении усиления его методологического компонента. Их выполнение позволяет реализовать в ходе усвоения предмета такие дидактические принципы как доступность, научность, развивающий характер обучения. Результаты осуществленных разработок позволили усовершенствовать общеобразовательный курс «Психология и педагогика высшей школы», направленный на повышение педагогической компетентности и подготовки студентов инженерного вуза к преподавательской деятельности. Авторский курс «Психология и педагогика высшего образования» внедрен в МГУ и МГТУ «СТАНКИН» (1998–2002 гг.). Соответствующее учебное пособие «Психология и педагогика» было рекомендовано УМО университетов России для непсихологических специальностей вузов, а также одобрено и рекомендовано учебно-методическим центром «Профессиональный учебник». Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке студентов вузов к преподавательской деятельности, в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования, в совершенствовании стандартов школьного обучения (в частности, требований, касающихся усвоения школьниками методологических знаний).