Факультет журналистики
Учебная работа
На факультете обучаются 2757 студентов дневного, вечернего и заочного отделений. Пятеро студентов факультета – именные стипендиаты.
В 2002 г. на дневное отделение зачислено 298 человек, из них 30 человек – на международное отделение. В это число входят также 98 студентов, не прошедших по конкурсу, но зачисленных на коммерческой основе.
В 2002 г. на дневном отделении проходной балл составил 13, полупроходной балл – 12, а конкурс – 3,4 человека на место.
На вечернее отделение зачислено 117 человек при проходном балле 11 и полупроходном 10, в том числе 31 человек – на коммерческой основе. На заочное отделение зачислено 59 человек, а также 2 – на коммерческой основе. Проходной балл – 9.
Вступительные экзамены на факультет журналистики проводятся в два этапа: в апреле и в июле.
В апреле абитуриентам предоставляется возможность пройти творческий конкурс с тем, чтобы потом (в июле) в случае положительного результата сдавать лишь экзамены.
Таким образом, абитуриенты проходили творческий конкурс и сдавали два экзамена: сочинение с двумя оценками (русский язык и литература) и иностранный язык. Экзамены оценивались по пятибалльной системе.
Студенты и слушатели специальных отделений факультета журналистики специализируются в разных областях журналистики. Они имеют возможность обучаться на одном из следующих отделений (с указанием примерного перечня дисциплин специализаций).
Периодической печати.
Литературная работа журналиста. Современные журналистские технологии: журналистика новостей, аналитическая журналистика, расследовательская журналистика, публицистические жанры (очерк, памфлет, эссе). Система периодической печати. Организация работы редакции. Психология журналистского творчества. Проблематика периодической печати. Политическая организация СМИ. Правовой статус и юридическая практика редакции. Современные концепции периодических изданий. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Телевидения.
Основы телевизионной журналистики. Методика телевизионной журналистики: телеинформация, интервью, репортаж, телепублицистика, сценарий передач, документальный фильм. История кино. Психология журналистского общения. Выразительные средства экрана. Орфоэпия и техника речи. Риторика. Современные проблемы телевидения. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Радиовещания.
Основы радиожурналистики. Методика радиожурналистики: радиоинформация, интервью, репортаж, радиопублицистика, аналитические жанры, документально-художественные жанры. Психология журналистского общения. Выразительные средства радиожурналистики. Орфоэпия и техника речи. Риторика. Общение у микрофона. Современные проблемы радио. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Рекламы.
Основы рекламной деятельности. История рекламы. Паблик рилейшнз. Основы дизайна. Основы маркетинга. Психология рекламы. Деловое
общение. Основы рекламного творчества. Риторика. Организация работы рекламного агентства. Переговорный процесс. Политическая реклама. Основы менеджмента. Социальная реклама. Социология рекламы. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности. Философия рекламы. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Паблик рилейшнз.
Теория массовых коммуникаций. Основы маркетинга. Введение в PR. Организация работы пресс-служб. Переговорный процесс. Психология PR. Технология PR. Менеджмент PR. Риторика. Компьютерные технологии PR. Социальная реклама. PR в политике. PR в экономике. Зарубежные PR. Имиджевые программы. Стилистика деловой речи и документа. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Редакционно-издательского дела.
Основы редактирования. Методика редактирования (общий курс). Методика редактирования (практика редактирования и рецензирования). Редактирование отдельных видов литературы. История книгоиздательского дела. Текстология. Информационные структуры: издания и услуги. Психология журналистского творчества. Экономика книгоиздательского дела. Электронная подготовка текста к переизданию. Корректура. Специальные курсы и семинары. Работа в мастерских редактора.
Работников секретариата редакции.
Литературная работа журналиста. Современные журналистские технологии: журналистика новостей, аналитическая журналистика, расследовательская журналистика, публицистические жанры (очерк, памфлет, эссе). Подготовка и выпуск газеты. Управление и руководство редакционным коллективом. Система периодической печати. Организация работы редакции. Психология журналистского творчества. Проблематика периодической печати. Политическая организация СМИ. Правовой статус и юридическая практика редакции. Современные концепции периодических изданий. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Фотожурналистики.
Фотокомпозиция и бильдредактирование. Жанры фотожурналистики. Применение зонной системы в фотожурналистике. Психология журналистского творчества. Виды фоторепортажа. Цветная фотография в журналистике. Электронная подготовка изобразительных материалов. Проблематика фоторепортажа. Фотография в рекламе. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Художественной культуры.
Литературная работа журналиста. Основы истории искусств (театр). Основы истории искусств (музыка). Основы истории искусств (кино). Основы истории искусств (живопись). Основы истории искусств (мода, дизайн). Новые технологии искусств. Психология творчества. Литературно-художественные журналы. Современная литература и пресса. Интерпретация художественного текста. Художественная мысль ХХ в. Риторика. Русская культура. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Политической журналистики.
Политическая организация СМИ. Типология политической журналистики. Политическая тематика в СМИ. Проблемы национальной безопасности в СМИ. Внешняя политика и СМИ. Политическая журналистика как фактор формирования политической культуры. Публичная власть политического лидера. Политическая реклама.
Новых компьютерных технологий в СМИ.
Новые компьютерные технологии. Компьютерные системы и сети. Современные компьютерные технологии и периодическая печать. Современные компьютерные технологии и телевидение. Современные компьютерные технологии и радиовещание. Журналистика в Интернете. Настольные издательские системы. Компьютерная обработка текста. Компьютерная верстка. Компьютерный дизайн. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Дизайна средств массовой коммуникации.
Основные тенденции развития графического дизайна ХХ в. Композиционно-графическое моделирование периодических изданий. Модульная сетка. Искусство шрифта. Графическая иллюстрация в газете и журнале. Фотоиллюстрация: современные средства оцифровывания и редактирования. Художественное редактирование журнала. Дизайн рекламно-полиграфической продукции. Строение ПЭВМ и современные информационные технологии. Глобальные информационные сети. Программы векторной графики. Растровые редакторы. Современные программы верстки периодических изданий и пресс-технологии. Дизайн web-страниц. Дизайн электронной версии издания. Работа в творческих мастерских и студиях.
Информационных агентств.
Система информационных агентств России. Организация работы информационного агентства. Информационное агентство и средства массовой информации. Особенности работы журналиста в информационном агентстве. Каналы распространения информации. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Редакционного менеджмента.
Основы редакционного менеджмента. Принципы и методы управления персоналом в СМИ. Психологические основы управленческой деятельности. Основы редакционного маркетинга. Финансово-материальная деятельность редакции. Экономика эффективного управления редакцией. Паблик рилейшнз. Реклама и финансовая деятельность редакции. Особенности и содержание работы ответственных секретарей. Электронная техника в управленческой деятельности. Деловой этикет. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Редакционного маркетинга.
Рынок СМИ и методы его изучения. Анализ и прогнозирование ситуации на рынке СМИ. Программирование деятельности СМИ с учетом особенностей целевой аудитории. Методика конкретных социологических исследований деятельности СМИ. Методика изучения эффективности деятельности СМИ. Психология маркетинга. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Деловой журналистики.
Финансы и банки. Основы статистики. Основы биржевого дела. Основы менеджмента (включая менеджмент СМИ). Основы маркетинга (включая маркетинг в системе СМИ). Анализ экономической деятельности предприятий. Теория и практика деловой журналистики (включая типологию деловой журналистики, жанровые разновидности ее, методику журналистской работы). Психология бизнеса. Паблик рилейшнз. Реклама и СМИ. Информационно-аналитическое обеспечение редакционной деятельности. Аудитория деловой журналистики. Язык и стиль деловой журналистики. Практическая политология. Специальные курсы и семинары. Работа в творческих мастерских и студиях.
Международной журналистики.
На отделение проводится самостоятельный набор. Оно выпускает журналистов-международников со знанием иностранных языков.
Международное отделение факультета существует с 1975 г. В настоящее время на нем обучается 164 студента: на первом курсе – 38, на втором – 35, на третьем – 34, на четвертом – 29 и на пятом – 28 человек.
Международное отделение включает в себя три академические группы –газетную, телевидения и радиовещания. С 2002/03 учебного года введена новая специализация и создана группа Интернет–СМИ.
Приоритетное внимание на отделении уделяется изучению иностранных языков. Программа международного отделения предусматривает серьезное изучение страноведения, истории и современного состояния средств массовой информации зарубежных стран. В соответствии с данным направлением строится работа спецсеминаров и спецкурсов. На международном отделении проводятся следующие спецсеминары: «Страноведение» (II курс), «История печати» по странам (III курс), «Современное состояние зарубежных СМИ» по странам (IV курс).
В дисциплины специализации входят: «Политическая и экономическая география зарубежных стран» (I курс), «Международная журналистика» (Ш курс), «Правовые и психологические основы работы журналиста за рубежом» (IV курс), «Современные теории массовых коммуникаций» (IV, V курсы).
Совершенствуется учебный план факультета. Разработаны учебный план подготовки магистров журналистики и магистерские программы. Введены новые специализации: дизайн средств массовой информации и коммуникации, СМИ и Интернет, медиакультура и коммуникации, журналистика для детей, редакционный маркетинг, редакционный менеджмент, социология журналистики, политическая реклама. Разрабатывается образовательная программа по международной журналистике. Издана типовая программа по логике. Специально для студентов факультета журналистики издана программа дисциплины «Философия».
Переработан учебный план Черноморского филиала МГУ по специальности «Журналистика».
Регулярно обновляются учебно-методические планы занятий по основным дисциплинам и дисциплинам специализаций. Планами снабжаются все студенты.
Разработана новая программа государственного экзамена. Она опробована на государственном экзамене в 2002 г. Вводится новый порядок итоговой аттестации студентов (с учетом их публикаций за годы обучения на факультете).
За отчетный период вышел ряд методических разработок, учебников и учебных пособий по журналистике.
|