|
Филологический факультет
Научная работа
Основу научной работы факультета составила реализация в соответствии с научным планом разработки 84 тем в рамках 15 приоритетных направлений. Наиболее интенсивно работа велась по традиционным для факультета темам, связанным с фундаментальным изучением теоретических аспектов функционирования русского языка и литературы, языков и литератур народов мира. Факультет проводит фундаментальные исследования в области лингвистики и литературоведения, ведущими направлениями научных изысканий являются история, диалектология и современное состояние русского языка, описание его в целях преподавания как иностранного, история, теория и современное состояние фольклора России и народов мира, теория и история языкознания, теория литературы и проблемы исторической поэтики, общая и прикладная лексикография, теория и история отечественной культуры, сопоставительное изучение языков и культур, история русского литературного процесса XI–XXI вв., поэтика и типология литературы (русской и национальных), история и современное состояние романских, германских, кельтских, угро-финских, славянских языков, классическая филология (античные языки, литература, культура), сравнительное литературоведение. В 2002 г. плановая работа выполнена полностью. Сравнительно новыми, недавно выделившимися в отдельные направления для коллектива явились «Сравнительное литературоведение (сопоставительное изучение литератур)» и «Язык средств массовой информации». Оба направления – яркий пример внутрифакультетского межкафедрального и междисциплинарного внутриуниверситетского сотрудничества, обеспечены соответствующими
специализациями, новейшими спецкурсами, системой научных мероприятий (в том числе с международным участием) и поддержаны грантами авторитетных фондов (в том числе по СМИ – Междисциплинарным грантом МГУ).
Результаты научной работы сотрудников факультета нашли отражение в 28 монографиях, 15 научных сборниках, 10 словарях, 782 научных статьях, а также в выступлениях на конференциях (опубликовано 165 тезисов докладов). Учебно-методические разработки факультета представлены в 14 сборниках программ и тестов, 41 учебнике и учебном пособии для студентов и абитуриентов. Растет количество монографий ученых факультета, стабильно высоким остается уровень и количество сборников, выходящих на факультете. В последние годы возросло количество серийных факультетских и кафедральных сборников, а также в связи с 250-летним юбилеем МГУ появляется все больше юбилейных сборников, посвященных памяти выдающихся ученых МГУ.
Общими тенденциями на филологическом факультете в 2002 г. оставались продолжение фундаментальных исследований с применением лучших отечественных и мировых методов, междисциплинарная интеграция и обогащение современной теорией научного процесса, внедрение высокотехнологичных методик в научные разработки и педагогическую практику.
Центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании (зав. – доц. Г.Е.Кедрова) работал над дальнейшей разработкой базовых принципов организации компьютерной обучающей среды по филологии для систем дистанционного обучения. Интернет-издание электронного учебника по фонетике русского языка (Г.Е.Кедрова, В.В.Потапов, Е.Б.Омельянова) дополнено рядом блоков, в том числе содержащих орфоэпические рекомендации. В итоге на данном этапе подготовлено 1030 HTML-файлов, 88 анимационных файлов, 98 графических и 272 звуковых файла (в 2002 г. исследования были частично поддержаны ФЦП «Русский язык»). Доступ к учебнику свободный – он размещен на сайте факультета.
По инициативе декана факультета проф. М.Л.Ремневой на факультете начата программа по подготовке электронных учебников. В настоящее время завершена работа над курсом лекций «Старославянский язык» (автор – проф. М.Л.Ремнева), состоялась презентация учебника на пленарном заседании Ломоносовских чтений и общем ежегодном собрании факультета. Доцент Е.И.Литневская с соавторами выставила на сайте Gramota.ru пособие в электронном виде «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников». Ряд сотрудников кафедры ТиПЛ поместили свои методические статьи по лингвистике в электронной энциклопедии www. krugosvet.ru.
Работа по дистанционному образованию продолжается еще на ряде кафедр факультета. Кафедра РКИ для естественных факультетов создает дистанционный учебный комплекс для китайских студентов факультета ВМК (ряд его составляющих подготовлен в рамках Междисциплинарного научного проекта МГУ). Продолжается работа над модулями учебного пособия «Русский язык как средство делового общения» кафедры РКИ гуманитарных факультетов.
Для интенсификации работы по созданию электронных пособий, прежде всего для обеспечения работы факультета в расширяющейся системе филиалов университета, деканат предпринял ряд усилий для привлечения к ней более широкого круга участников. Один из круглых столов на «Ломоносовских чтениях» был специально ориентирован на проблемы и перспективы, возникающие при подготовке электронных учебников. Компьютерный центр факультета провел курс лекций и практических занятий для сотрудников факультета, осваивающих работу над современными формами учебников.
Кафедра классической филологии продолжила работу с компьютерными тезаурусами древнегреческого и латинского языков, а также текстовым комплексом древнегреческих надписей и папирусов. На этой кафедре в рамках междисциплинарного проекта МГУ, поддержанного грантом университета, в сотрудничестве с механико-математическим факультетом ведется работа над созданием программного обеспечения для компьютерного анализа древнегреческой и латинской поэзии.
Продолжается создание полнотекстовой базы данных фольклорного архива кафедры русского устного народного творчества. Результаты работы, поддержанной грантом РГНФ, частично представлены в Интернет-сети. Начат аналогичный проект по созданию полнотекстовой базы данных Архангельского областного словаря (в 2002 г. проект поддержан грантом РГНФ). На факультете продолжается работа по корпусной лингвистике, прежде всего лабораторией компьютерной лексикологии и лексикографии, а также рядом ученых кафедры английского языкознания.
Компьютерный центр проводит работу по развитию компьютерной сети (в ней к настоящему времени находятся 182 компьютера всех подразделений факультета), обслуживает 6 серверов, а также Catalist 2000, обеспечивающий оптоволоконное подключение факультетов и подразделений 1-го корпуса гуманитарных факультетов. Сотрудники центра ведут большую педагогическую работу, читая курсы по информатике и программированию.
Web-сервер филологического факультета вошел в двадцатку номинантов на второй тур Всероссийского конкурса образовательных ресурсов Интернета «Образование в Рунете», проводимом Министерством образования РФ, Институтом Открытое общество (Фонд Сороса), Федерацией Интернет-образования при участии ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», Российской академии Интернета и Ассоциации «Интернет-социум». 200 независимых экспертов из 350 претендентов отобрали наш Web-сервер в качестве одного из лучших, наряду с электронными ресурсами крупных вузов.
Немаловажную роль в междисциплинарной интеграции играет Центр гуманитарной коммуникации (зав. – проф. Т.Д.Венедиктова). В 2002 г. была продолжена работа семинара «Словесное и визуальное в составе культуры: теория, история и современность», на которых выступили ведущие специалисты, работающие в смежных областях исторической науки, искусствознания, философии.
Центром проводится новый теоретический методологический семинар для аспирантов-литературоведов «Подступы к тексту. Введение в методологию научной филологической работы», к нему разработано необходимое методическое обеспечение. В работе семинара приняли участие ученые из РГГУ, ИЕК, ИМЛИ РАН, ИФ РАН, ИЭиА РАН. В цикле лекций, ориентированных на студентов-старшекурсников, аспирантов, ученых факультета, участвовали Т.Самуайу, проф. сравнительного литературоведения Парижского университета, У.Дж.Смит, поэт и переводчик (США), Т.Кон, проф. Университета штата Нью-Йорк (США), Ж.Так, проф. Брюссельского университета (Бельгия), писатель и критик Н.Габриэлян, кинорежиссер Г.Евтушенко.
В V Общероссийской гуманитарной летней школе «Популярная литература: опыт мифотворчества в Америке и России», проведенной Центром при поддержке программы Фулбрайта и администрации университета штата Нью-Йорк в июне 2002 г., приняло участие 35 исследователей из 26 регионов России, Украины и Беларуси. Подготовлены к изданию материалы школы.
В ходе и по итогам визита проф. Ж.Така (Брюссельский университет) в Москву достигнуто соглашение об участии Центра гуманитарной коммуникации филологического факультета наряду с Центром интеллектуальной истории ИВИ РАН и Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ/ВШЭ в формировании Российско-Бельгийского центра междисциплинарных исследований.
Более активным стало участие ученых факультета в конкурсах грантов, как отечественных, так и международных. Из 27 отечественных конкурсов, выигранных в 2002 г., 16 получены от РГНФ (в том числе экспедиционные, исследовательские, издательские, на создание информационных баз данных и на командировки), 6 – от РФФИ (исследовательские, издательские и на проведение конференции), по одному по ФЦП «Интеграция» и «Русский язык», 3 междисциплинарных научных проекта МГУ. На деньги Фонда Фулбрайта проведена Летняя школа, 4 сотрудника факультета пребывали на стажировках за рубежом за счет иностранных фондов.
Тематика исследований, проводимых по грантам, традиционно широка: это фундаментальные исследования в области современной лингвистической теории, изучение структуры редких и малочисленных языков, различные аспекты исследования исторической поэтики, теории и истории литературы, полевой и прикладной фольклористики.
|